Регистратура
8 (846) 951-58-81
Для платных услуг
8 (846) 951-45-99
Приемная
8 (846) 951-75-81
Версия для слабовидящих
Задать вопрос
Поиск

Врач, сестра, больной: психология отношений

В госпитале прошли очередные конференции – врачей и медицинских сестер. Заведующая кабинетом медико-психологической реабилитации Ирина Вячеславовна Шаронова  провела с докторами и медсестрами  сестрами занятия, посвященные  психологии общения пациента с медицинским персоналом в современном лечебном учреждении.

Слова знаменитого русского ученого В. П. Сербского «Врач имеет дело не с болезнью, а с больными, из которых каждый  болеет по-своему»  являются ключевыми в медицинской психологии. Для эффективного и бес­конфликтного взаимодействия пациента с медицинскими работниками  значимы даже такие «мелочи», как сухой тон  разговора доктора с пациентом, отвлечение  врача на телефонные звонки, отсутствие визуального контакта, несвежий халат и т. д.

Следует отметить, что  профессионально значимой характеристикой врача и ме­дицинской сестры  является коммуникативная компетентность.  Хотя в  лечебном учреждении  пациент обращается за помощью к профессионалам, коммуникативная компетентность важна и для са­мого больного. Все это важно, потому что некомпетент­ность в общении хотя бы одной стороны  способна нарушить диагностический и лечебный про­цесс. Нежелание  пациента наладить контакт с медицинским работником столь же негативно, сколь и неумение медицинского работника установить эффективный контакт с любым пациентом.

При хорошем контакте с врачом пациент скорее выз­доравливает, а применяемое лечение имеет лучший эф­фект, наблюдается  гораздо меньше побочных действий и осложнений. И наоборот — положительные результаты лечения улучшают взаимодей­ствие между пациентом и медицинским работником. 

В контакте между сестрой и больным большое значе­ние имеет личность медицинской сестры. Сестра может любить свою профессию, обладать прекрасными техни­ческими данными и навыками, однако, если она в силу личностных особенностей часто конфликтует с больны­ми, ее профессиональные качества не дают должного эффекта.

Известный психолог И. Харди описывает  типы медицинских  сестер по характеристи­ке их деятельности:

  • сестра-рутинер. Наиболее характерной чертой ее является механическое выполнение своих обязанностей.  Делает все, что нужно для ухода за больным, но самого-то ухода и нет, ибо работает авто­матически, безразлично, не переживая с больными, не сочувствуя им; 
  • тип «нервной» сестры. Это эмоционально лабильные личности, склонные к невротическим реакциям. В ре­зультате они часто раздражительны, вспыльчивы, могут быть грубыми. Такую сестру можно видеть хмурой, с обидой на лице среди ни в чем не повинных больных;
  • тип сестры с мужеподобной сильной личностью. Таких людей издали можно узнать по походке. Они отли­чаются настойчивостью, решительностью, нетерпимостью к малейшим беспорядкам. Нередко они недостаточно гиб­ки, в благоприят­ных случаях такие сестры могут быть хорошими органи­заторами;
  • сестра материнского типа. Такие сестры выполня­ют свою работу с проявлением максимальной заботы и сочувствия к больным. Работа у них — неотъем­лемое условие жизни. Они все могут и успевают повсюду. Забота о больных для них — жизненное призвание;
  • тип специалиста. Это сестры, которые благодаря  особому свойству личности получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в специ­альных лабораториях. Они фанатически преданы своей узкой деятельности.

На конференциях анализировались  пути выхода из  нестандартных психологических ситуаций до того, как они могут вылиться в конфликт. Нужно ли ставить себя на место пациента, как «погасить» его  эмоциональный всплеск, грозит ли медицинскому работнику «синдром выгорания»… Эти и другие вопросы обсуждались  на конференциях с учетом  компетенций и особенностей работы врачей и медицинских сестер госпиталя.